Опыт использования метода проектов в обучении английскому языку в школе

Статья в сборнике
Состояние, тенденции и перспективы развития современного образования : материалы VIII Российской межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 15-летию создания Вологодского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего» и 10-летию открытия Вологодского филиала Международной Академии бизнеса и новых технологий (декабрь, 2013 г.) / Общерос. Дет. обществ. орг-ция «Обществ. Малая акад. наук «Интеллект будущего», Вологод. регион. отд-ние, НОУ ВПО «Междунар. акад. бизнеса и новых технологий»; под общ. ред. А. А. Огаркова, Л. С. Усова. – Вологда : Интеллект будущего, 2014. – С. 87-90.

На первый взгляд, типичный урок в школе мы видим следующим образом: учитель объясняет материал, школьники усваивают его, делают записи в тетрадях. Но не только от педагога учащиеся могут узнавать предмет, тем более – в век информационных технологий. Во многих случаях информацию гораздо эффективнее искать самостоятельно, затем усваивать её в удобной и доступной форме и делиться тем, что удалось усвоить. Специально для этого создан метод проектов. Данный метод не является новаторством в мировой педагогике. Но его приёмы актуальны и необходимы во все времена, при любом возрасте и уровне подготовки учащихся.

Использование метода проектов в обучении предполагается в нормативном документе: Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Согласно ФГОС, материальное обеспечение школы должно предоставлять учащимся возможность выполнения индивидуальных и групповых проектов. В условиях обучения нужно развивать у школьников умения самостоятельной и творческой деятельности. Один из самых распространённых отечественных УМК по английскому языку – “Enjoy English” (автор – М.З. Биболетова). Курс соответствует требованиям ФГОС, следовательно – предусматривает выполнение индивидуальных и групповых проектов.

Автор статьи является учителем английского языка в лицее № 32 г. Вологды, в 5, 6 и 10 классах. В данном учебном заведении иностранный язык изучается не углублённо. Но, тем не менее, обучение направлено на то, чтобы школьники умели излагать свои мысли по-английски. При обучении используется выше упомянутый УМК “Enjoy English”. Чтобы развить у учащихся умение работать в группе и позволить им реализовать свои творческие и поисковые способности, нами применяется метод проектов. В 6 и 10 классах, в рамках курса английского языка, мне удалось осуществить следующие проекты.

6 классы. В 6 классах на основе упражнения в учебнике нами был создан творческий проект «Zoological Societies». Задача учащихся – придумать своё общество защиты животных, нарисовать его эмблему, затем – рассказать о своём обществе по определённому шаблону и с использованием необходимой лексики. В докладе требовалось упомянуть название общества, цель его деятельности, охраняемых животных, деятельность общества по защите этих животных, правила для членов сообщества, планируемые результаты, а также – описать эмблему. Например: “Our society is called “Save white tigers”. In the emblem you can see a tiger in the forest and a heart. The aim of our society is to save endangered animals: wild tigers and golden tigers. To protect tigers we will build wild animals’ parks. There tigers would live in safety…”.

10 классы. В учебнике “Enjoy English” для 10 класса есть задания под названием “Mini-project”. Это могут быть различные проекты: творческие и исследовательские, индивидуальные и групповые.

Групповые творческие проекты. В рамках темы «Школа» был реализован мини-проект “Start anew” («Начинаем снова»). Школьники размышляют на одну из перечисленных тем, рисуют плакат и представляют его всей группе, используя нужную лексику. Примерные темы: чего школьники ожидают в начале учебного года, их ощущения в первый день учёбы, а также – то, что нравится и не нравится в школе. В процессе освоения темы «Одежда» был осуществлён мини-проект “Fashion show” («Показ мод»). Школьники выступили в роли дизайнеров молодёжной одежды. Учащиеся придумывали свои костюмы для повседневной жизни, школы и вечеринки, затем рисовали их на бумаге, составляли описание и представляли свою коллекцию на «показе мод».

Ролевая игра. На основе мини-проекта “School survey” («Школьное обозрение») нами была разработана ролевая игра – дискуссия о школьной форме. Учащиеся делились на три группы. Одна группа выступает в роли учеников, другая – в роли учителей, третья – в роли журналистов. «Ученики» и «учителя» приводили свои аргументы за и против школьной формы. «Журналисты» фиксировали информацию, затем – готовили доклады о том, что думают «ученики» и «учителя». Например: “The majority of students think that in school uniform everybody looks the same. It’s quite common for girls to say that everyone should have his/her own style. Teachers think that school uniform disciplines pupils…”.Проект «Школьное обозрение» позволил учащимся взглянуть на проблему школьной формы с точки зрения учеников, учителей и репортёров. Школьники рассуждали на актуальную и важную для них тему, поэтому дискуссия была для них интересна, и они привели достаточное количество аргументов.

Ещё одна форма проектной работы – дебаты. В рамках темы «Спорт» был проведён урок-дискуссия «Преимущества и недостатки занятий спортом». Одна команда выступала «за», вторая выдвигала аргументы «против». Среди учащихся были выбраны судьи словесного поединка. В данной форме урока оценивается не только владение языковыми средствами, но речевой культурой, умение отстаивать свою позицию, поддерживать беседу.

У описанных нами проектов общая черта – форма работы: учащиеся действуют в группах по 3-4 человека, распределяют между собой функции, выполняют работу в сотрудничестве. Однако, готовятся они к выполнению проекта заранее: самостоятельно ищут информацию, отбирают самое необходимое и приходят на урок уже с определёнными заготовками. Схожи критерии оценивания: выступали умение работать в группе, владение лексическим и грамматическим материалом, наличие или отсутствие речевых ошибок, логика построения ответа.  В творческих проектах оценивалось также оформление, в дебатах, главным образом, умение поддержать разговор.

Разумеется, некоторые ученики проявляют большую активность, некоторые – меньшую. Но из проектных работ каждый выносит для себя определённый результат: закрепляет новую лексику, учится вести диалог, выступать с докладом публично, воплощает в жизнь свои творческие, поисковые и организаторские способности. Возможно, в дальнейшем школьники смогут создавать свои проекты.

Выполняя проектные задания, учащиеся реализуют свой творческий потенциал. Языковой материал при этом усваивается гораздо легче, так как школьники стараются применить его на практике. Развиваются навыки как самостоятельной, так и групповой работы, способность принимать решения. Но самое главное – то, что у школьников формируется мотивация к творчеству, к созиданию, к размышлению.

В будущем планируется активное использование метода проектов на уроках английского языка, применение учащимися ИКТ в разработке проектов. В перспективе – введение данного метода в 5 классах.

Список литературы

  1. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. – Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. – 3-е изд., испр. и перераб. – Обнинск: Титул, 2013. – 216 с.: ил.
  2. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. – Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 5-6 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2011. – 224 с.: ил.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – [Электронный документ] . Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365.